Леонид Токманцев: «Федерация триатлона Свердловской области готова ковать железных людей»
В России от года к году набирает обороты триатлон, а также его сверхдлинные разновидности. Железные нервы, железные ноги, железные руки – всё больше людей стремятся переплавить свой организм. Федерация триатлона Свердловской области осенью 2014 года назвала «железную дистанцию» одним из приоритетных направлений своего развития. С чего начать, чтобы превратиться в Ironman, рассказал Леонид Токманцев.
- Леонид, насколько я знаю, Федерация триатлона Свердловской области начинает работу по развитию в регионе направления Ironman, и этим будете заниматься Вы, это действительно так?
- Действительно, это так. Я буду заниматься направлением «железная дистанция», которая в простонародье называется «ironman». Кто-то может спутать это название с именем героя комиксов, но в нашем случае это железные люди, которые могут без перерыва пройти сверхсложную, сверхдлинную дистанцию, состоящую из трех частей: заплыв на 3,86 км, велогонку на 180 км и марафонский бег 42км 195м.Именно это направление триатлона мне хочется развить у нас в Екатеринбурге и в Свердловской области.
- Как Вы попали в списки железных людей?
- Мой базовый вид спорта легкая атлетика. На момент прихода в триатлон я бегал уже порядка 6 лет. Хотелось чего-то большего. У меня были знакомые, которые занимались триатлоном, выступали в любительских соревнованиях. В 2006 и в 2007 году я впервые поехал с ними на триатлон, и тогда с нуля, без подготовки преодолеть олимпийскую дистанцию триатлона, мне пришлось попыхтеть. И мне было стыдно, что меня обошли те ребята, кто со мной раньше рядом не стоял, как же так? Но кайф я получил от совмещения трех видов спорта. Это были новые ощущения, и мне понравилось, и появилась жесткая мотивация следующую олимпийку пройти лучше. С этой задачей я справился, захотел пойти дальше и начал готовиться к другой дистанции.
- И в Европе, и в мире соревнования Ironman собирают большое количество участников. Чтобы понять, с чего Вы будете начинать – сколько сейчас человек в Свердловской области занимаются этим видом триатлона?
- Я такую статистику не веду, но лично знаком с четырьмя людьми из нашего региона, кто проходил железную дистанцию. Также хочу заметить, что есть железная дистанция, а есть полужелезная дистанция, так называемый half Ironman. И я сейчас говорю о людях, которых проходили полную железную дистанцию.
- В России проводятся соревнования Ironman?
- По неофициальным стартам я сказать не могу. Официально в 2014 году Федерация триатлона России проводила на чемпионате России полужелезную дистанцию.
Ironman – это бренд, правильнее называть «железная дистанция». В российской классификации, там, где есть нормативы, она называется так.
- Спрошу по-другому. Сколько в России спортсменов: Ironman или Ironwoman?
- 6 июля 2014 года я принимал участие в соревнованиях на железной дистанции во Франкфурте. На эту дату в России было 300 спортсменов, когда-либо завершавших «железную дистанцию».
Во Франкфурте стартовало 3 300 участников из разных стран. Вы только вдумайтесь в эту цифру! Транзитная зона была размером не меньше, чем футбольное поле.
Конечно, пока в целом в России Ironman не массовый вид спорта, но в Москве, в Санкт-Петербурге железная дистанция набирает обороты, и там уже много кто занимается этой дисциплиной. У нас в стране есть определенный костяк людей, которые стабильно выступают на международных соревнованиях. И у нас есть люди с определенными амбициями, которые бы хотели попробовать, но пока боятся этого.
- Раз уже есть костяк, то какой он, российский железный человек?
- Усредненный портрет российского участника не будет отличаться от представителей других стран. Когда ты смог в жизни добиться определенных успехов, требуются новые вершины, которые можно покорять. Триатлон для этого подходит лучше всего. Занимаются этой дисциплиной преимущественно мужчины. Правилами запрещено участие спортсменов, не достигших 18 лет. Вид спорта возрастной, самые высокие результаты показываются спортсменами от 30 лет и выше. Самая массовая группа ориентировочно от 30 до 45 лет, в этих возрастных группах участвует основная масса.
- С учетом колоссальности нагрузки, которую выдерживают спортсмены, ужесточены ли медицинские требования для допуска к старту? Или правила обычные – справка от врача. Наличие страховки – и делай со своим здоровьем всё, что хочешь?
- Вы будете удивлены, но для участия в Ironman не требуется ничего: ни справка, ни страховка.
- То есть, если ты хочешь умереть – выходи на старт, и умирай.
- Если ты хочешь умереть, есть миллион других способов.
- Это понятно, что миллион. Но должны же быть какие-то разумные ограничения, если, например, у человека проблемы с сердцем или еще какие-то противопоказания для таких нагрузок?
- Я говорил о правилах, которые действуют в Европе для железной дистанции. Это коммерческие страты, в которых может участвовать любой желающий.
В разных государствах есть разные стандарты. Что касается России, то у нас для участия в любых соревнованиях по триатлону – спринт это или железная дистанция, любительские или официальные, нужен допуск врача.
- Каким бы коммерческим не был вид спорта, он все равно мечтает стать олимпийским. Тем более, что триатлон уже вошел в программу летней Олимпиады.
И правила, в том числе и медицинские, должны быть для всех одинаковыми. Тем более, что есть печальней примеры. Вспомним, что этим летом на чемпионате России, преодолевая полужелезную дистанцию, погиб 26-летний Егор Леонтьев.
- Мне сложно что-то прокомментировать в этом случае.
Хочу сказать, что Ironman – не исключение из других видов экстремального спорта. Трагедии случаются и на самом первом плавательном этапе. Поэтому надо четко отдавать себе отчет в том, что ты делаешь. Нужно увидеть и почувствовать рамки своих возможностей, и ты должен быть к этому готов.
Те, кто решается на участие на полной дистанции – простачков там нет. И те, кто хочет финишировать, они как минимум тщательно с тренером готовятся к преодолению дистанции, постоянно проводя мониторинг физического здоровья.
- Как раз о подготовке я и хотела спросить. Ironman – это ведь только летняя дисциплина, зимнего железного человека не существует?
- И слава Богу!
- То есть если кто-то в Свердловской области хочет превратиться в железного человека, то уже пора начинать тренироваться, чтобы следующим летом принять участие для начала в триатлоне на олимпийской дистанции?
- Самое первое, что нужно сделать – это решиться на это. Потому что эти дистанции тяжело осознать даже психологически. Для многих людей просто прохождение, преодоление этой дистанции является целью.
- Я бы даже больше сказала, для многих людей даже преодоление одной дисциплины из составляющих Ironman - это большая задача.
- Да, совершенно верно. Второе – создать для себя максимально комфортные условия для подготовки. Тренировки к железной дистанции – это уже образ жизни. Это не просто час день ты поплавал или побегал. Поэтому есть определенный цикл подготовки в каждой из этих дисциплин, тренировки с совмещением дисциплин. И мониторинг здоровья. Я, прежде чем пойти на свой первый Ironman, прошел наблюдение у врача и посмотрел на свое здоровье не по ощущениям, а по анализам и медицинским показателям.
- Что ждет спортсмена после принятия решения об участии в Ironman?
- ФТСО готова помогать желающим принять участие в соревнованиях Ironman, и у нас есть понимание необходимых действий.
Сначала мы будем искать людей, желающих тренироваться. В планах федерации – создать группу, тренироваться и потом всем вместе принять участие в Ironman. Я буду и тренировать, и сопровождать спортсменов, и сам участвовать в соревнованиях.
Потом будем оценивать физическое состояние спортсменов, уровень их подготовки, умение плавать, ехать на велосипеде, бегать. Также необходимы будут медицинские обследования.
Будем разговаривать, какую спортсмен ставит перед собой цель на будущее – преодоление дистанции или еще более амбициозные достижения.
Далее в зависимости от индивидуальных особенностей мы будем составлять планы подготовки. Мы можем предложить помощь в организации тренировочного процесса, онлайн-тренировки, контрольные тренировки с оценкой промежуточных результатов.
Я надеюсь, что удастся организовать сбалансированное время тренировок для большинства участников группы, чтобы большинство тренировок мы все-таки проводили вместе. Если будут спортсмены из разных городов Свердловской области – тоже ничего страшного, организуем дистанционный тренировочный процесс.
Думаю, что на Ironman замахнутся люди, у которых нет много свободного времени, я говорю это по себе. Я работаю с 9 до 19, у меня семья, ребенок, скоро появится второй ребенок. У меня две тренировки в день, в среднем это 3,5 часа. Поэтому уверен, что при желании время, чтобы тренироваться, найти можно.
Также планируем, что во время подготовки спортсмены будут принимать участие в соревнованиях по триатлону и зимнему триатлону регионального и российского уровня.
С моей точки зрения для средне подготовленного спортсмена подготовительный этап к Ironman занимает не меньше 6 месяцев.
После летних стартов на дистанциях триатлона и тренерам, и самому спортсмену уже будет понятен уровень готовности, готов ли спортсмен к Ironman. Если готов – выбирается старт Ironman. Соревнования проходят в разное время в разных точках мира, на разных трассах, поэтому первый старт тоже нужно подбирать индивидуально, более удобный не только по географии, но и по дистанции – где-то более сложные велоэтапы, где-то плавательные. Где-то количество участников слишком большое, чтобы выдержать хотя бы первый этап. Когда одновременно 3000 человек прыгает в воду, не каждый психологически готов в этим справиться. После выбора старта, когда приходит время, собираемся, едем и участвуем.
- Что делать человеку, который решился на Ironman и готов начать тренироваться? Куда или к кому именно ему обращаться в Федерации триатлона Свердловской области?
- Обращаться можно и нужно ко мне. Меня зовут Леонид Токманцев. Мой телефон 8-912-21-21-223. Я доступен каждый рабочий день с 9.00 до 21.00.
Помимо этого я приглашаю всех будущих железных людей 7 декабря 2014 года во Дворец молодежи Екатеринбурга на проспекте Ленина, 2. В этот день будет проходить легкоатлетический инклюзивный пробег в рамках Фестиваля «Град святой Екатерины». После пробега во Дворце в 13.30 состоится презентация для прессы и публики уникальной многодневки по зимнему триатлону «Рождественский тур»-2015, а в 14.00 я проведу презентацию дисциплины Ironman и отвечу на все вопросы. Если кто-то не сможет подъехать на встречу – смело звоните мне и до, и после 7 декабря.
- Еще один немаловажный вопрос. Кроме решимости и времени на тренировки есть вопрос финансов. Все ли могут позволить себе подготовку и участие в Ironman?
- Я задам встречный вопрос – все люди могут позволить себе поехать в отпуск за границу?
- Не все. Спрошу по-другому: сколько должен быть готов потратить человек, который хочет принять участие в Ironman? Не касаемся стоимости подготовки, не берем верхний предел, давайте по минимуму – стоимость экипировки, одной поездки и участия в старте.
- Сразу скажу, что рассчитывать нужно только на свои собственные финансовые возможности.
Что касается стоимости выезда. Ironman проводится в разных частях света и от этого сильно зависит стоимость поездки.
Один из самых популярных стартов это чемпионат мира на Гавайях, но туда поехать может не каждый, даже если есть деньги. На чемпионат можно отобраться по набранным очкам или выиграть возможность участия в лотерее. И если бы у меня была возможность туда поехать – я бы ей непременно воспользовался.
Что касается экипировки. Великий спортсмен Лэнс Армстронг, например, участвует в соревнованиях в плавках, так что гидрокостюм – это не обязательное условие. Минимум для плавания – шапочка, очки, плавки.
Велоэтап. Велосипед, желательно шоссейный для раздельного старта. Ограничений в видах велосипеда в правилах нет, хоть на горном выступайте, хоть на трехколесном. Условие для велоэтапа - исправный велосипед и шлем. На мой взгляд, необходимы велоочки. Но это уже каждый сам решает – можешь и без очков, и без велотуфель ехать.
Беговой этап – кроссовки и обязательно головной убор.
Это минимум. Все остальное зависит только от желания и возможностей спортсмена, использовать то, что поможет показать более высокий результат. То есть если у вас не аэрошлема, то никто не скажет, что он обязателен.
Если посчитать всё по начальному уровню, то получится примерно 50 000 рублей. Но, все же, если ориентироваться на результат и на относительно комфортное прохождение дистанции, то это, конечно, другие деньги.
- Тут возникает другой вопрос – выдержит ли этот минимально затратный инвентарь такие соревнования, не развалится ли велосипед на полдороги?
- Если покупаешь дешевый велосипед, надо быть готовым к тому, что могут случиться всякие казусы. Именно поэтому я советую на инвентаре не экономить.
- Есть ли на велоэтапе Ironman техническая помощь? Все-таки 180 км это очень много, даже очень качественный велосипед может не выдержать.
- Есть определённые точки технических зон на дистанции, которые обозначаются на карте заранее и эта информация раздается всем спортсменам. Там можно получить обслуживание при поломке.
Также на трассе железной дистанции ходят так называемые «технички», которые могут оказать помощь байку любого участника. Естественно, их не бесконечное количество и они не стоят по всей трассе в ожидании поломок.
Есть еще маршалы соревнований, которые следят за порядком и за соблюдением всех правил, которых очень много. Маршалы могут передать по рации, что какого-то человека подвела техника, и попросить подъехать «техничку».
Всё это может дать возможность продолжать гонку и добиться своей цели – завершить дистанцию.Но надеяться на помощь «технички» все же не стоит. Если я выхожу на дистанцию, я не хочу с нее сойти и должен быть готов к ней и рассчитывать только на себя. В гонке очень много тонкостей и объяснить их, подсказать может только тренер с опытом участия в Ironman.
- Давайте вернемся к стоимости поездки и участия в соревнованиях.
- Я скажу, сколько я тратил. Первые мои соревнования были на Пхукете, это был 2011 год и полужелезная дистанция. Я покупал двухнедельный отдых с отелем, трансфером, питанием, это обошлось в 34 000 рублей на человека. Участие в мероприятии на тот момент обошлось в 6 000 рублей. Это был азиатский старт.
Если говорить о европейских стратах, ситуация другая, и сейчас цена евро высокая. Возьмем, для примера, Германию, где проводятся очень качественные старты. Авиаперелет из Екатеринбурга до Франкфурта в районе 24 000 рублей. Если брать проживание в отеле-партнере возле старта, это примерно 2 500 рублей в сутки с завтраком, 5 дней проживания. Плюс питание. Плюс стартовый взнос 9 000 рублей. Вот и считайте.
Я бы не рекомендовал к этому относиться как к затратам на старт. Это затраты, прежде всего, на отдых, на путешествие и уже потом – на участие в мероприятии.
- Ironman сложно назвать отдыхом, получается как в анекдоте: «Отдохнули хорошо, только устали очень». Затратный минимум понятен. Когда Вы готовы начать общаться с будущими железными людьми?
- Я уже сейчас готов к диалогу с соискателями должности железного человека. Если мы приходим к общему пониманию, то подготовку можно начинать хоть на следующий день. У меня нет задачи откладывать этот процесс, потому что время неумолимо идет к лету, к тому сезону, который нам нужен. Поэтому мне бы очень хотелось побыстрее найти людей, с которыми мы начнем работать, кто будет заинтересован.
Стать железным человеком под силу каждому, для этого не требуется особой генетики, предрасположенности или спортивного прошлого. На своих примерах тысячи людей от 19 до 70 лет доказывают, что можно участвовать и проходить эту дистанцию, и неоднократно проходят.
- Для железных женщин дистанция такая же?
- Да, дистанция точно такая же и такой же временной лимит, 17 часов.
- Фиксируются ли рекорды на разных трассах?
Не могу сказать за все трассы, не знаю. Во Франкфурте высшее достижение есть, там немец Себастиан Кинли выбегал из 8 часов. Этот спортсмен в этом году выиграл чемпионат мира на Гавайях с результатом 8 часов 14 минут.
- А Ваше время во Франкфурте?
- 10 часов 3 минуты. Результат, к которому я буду стараться подвести своих учеников, если мы будем выступать во Франкфурте - это 12 часов.
- Если продолжать думать о будущем – есть ли у нас в Свердловской области места, где ФТСО сможет проводить соревнования на железной дистанции?
- Пока оценку инфраструктуры мы не проводили, ноя думаю, что место найти можно. Для плавательных этапов у нас есть огромное количество озер. У нас есть места, где можно сделать провести беговые этапы. Самая большая загвоздка – это велосипед.
Тут нужно не только желаний Федерации, но и желание администрации муниципалитета оказать содействие в перекрытии трасс для проведения шоссейной велогонки.
Как участник соревнований по триатлону могу сказать, что у нас был раньше прекрасный традиционный летний старт в Сысерти на олимпийской дистанции, но последние два года он не проводится, потому что не удается договориться о перекрытии дороги для велоэтапа. Еще несколько региональных стартов по триатлону в прошлом и в этом году были отменены по этой же причине.
ФТСО пытается выходить из ситуации, проводя различные кросс-дуатлоны на байках по пересеченной местности, но это не шоссейная специфика, это не триатлон, это другое.
На проведение своего Ironman или даже половинки в Свердловской области мы пока не замахиваемся, до организации такого старта нужно дорасти. И начнем мы с подготовки своих спортсменов, своей команды и будем смотреть во всероссийский календарь.
Есть, кстати, российские соревнования VYBORGMAN, полужелезная дистанция, где можно попробовать свои силы.
Ironman – это серьезный бренд и соревнования организовываются на высшем уровне. К примеру, во Франкфурте перекрывали весь старый центр города, почти на сутки перекрывали полгорода. До таких масштабов в России, мне кажется, пока далековато.
С другой стороны – было бы желание у спортсменов принимать участие в таких соревнованиях. Если мы получим положительный отклик на наш призыв, наберем команду, начнем готовиться и выступать – это уже будет стимул к дальнейшему развитию. А там, кто знает, возможно, через несколько лет мы проведем Екатеринбург - Ironman.
- А, возможно, через несколько лет кто-то из Ваших воспитанников нацелится на выигрыш чемпионата мира.
- Моей первой мечтой было вообще просто попасть на Ironman. Это была голубая мечта. Я видел эти соревнования только на YouTube, там огромное количество мотивационных роликов. Я искал людей через интернет, кто мог бы со мной поделить опытом. Мы с друзьями вчетвером как-то решили, что поучаствуем на следующий год в Ironman. Из нас всех, кто начал тренироваться, только я дошел до соревнований. И вызов на соревнования был для меня большим событием в жизни. И когда я проходил свою первую полужелезную дистанцию, мне было тяжело и радостно, я был в своей мечте.
- Я про чемпионат мира сейчас говорю абстрактно.
- А я даже абстрактно все равно улыбаюсь таким перспективам. Но все возможно. У нас на Урале много амбициозных ребят, практически каждый второй такой. Гавайи для каждого триатлета - это культовое место, где все началось. Просто попасть туда на чемпионат мира уже большое достижение. А выиграть там Ironman – это очень высокая цель.
Я сам железный человек. Тренерская деятельность мне знакома - я окончил Уральский государственный педагогический университет, институт физической культуры. У меня есть знания, опыт и главное, желание работать и расти в этом направлении. Федерация триатлона Свердловской области готова стать кузницей для новых железных людей.
Я думаю, что у многих людей, которые больны спортом, есть некие барьеры в голове, что Ironman – это нереально, сложно, страшные дистанции, что они не знают с чего начать, как это воплотить. Так вот я знаю ответы на многие вопросы, и я готов помогать попасть в мечту. Дорогу осилит идущий. Сделайте первый шаг – позвоните мне или придите 7 декабря на встречу.
- И давайте на этой оптимистичной ноте сразу договоримся, что в октябре 2015 года мы встретимся, и Вы мне расскажете, как в течение года закалялась сталь и как Ваши подопечные выступили на первой в своей жизни полужелезной дистанции.
- Договорились.
Благодарим за помощь в подготовке интервью компанию «Манарага».
Валерия Зык, ИА PRa-texnika
Фото из архива Л.Токманцева
Леонид Токманцев:
«Федерация триатлона Свердловской области готова ковать железных людей»